Крымский республиканский Турнир юных физиков

 

Регламент

Крымского республиканского Турнира юных физиков

1.Общие положения

1.1              Настоящий регламент регулирует порядок проведения Крымского республиканского Турнира юных физиков» (далее - Турнир).

1.2              Основными целями Турнира является выявление одаренных и способных детей в области физико-математических наук, углубление их знаний, развитие творческих способностей и умений применять знания на практике, формирование навыков научно-исследовательской работы и публичных выступлений, умений отстаивать свои научные достижения.

1.3. Турнир проводится в октябре - декабре и включает два обязательных  этапа:

       Первый этап - отборочный, который проводится в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий в период с  октября по ноябрь;

        Второй этап - заключительный, который проводится в очной форме в декабре.

1.4. В Турнире на добровольной основе принимают участие учащиеся 9-11 классов учебных заведений Республики Крым. Участие в Турнире основано на личном участии.

                               

2. Отборочный (заочный) этап.

2.1 Отборочный этап проводится в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий в период с октября по ноябрь.

2.2. Отборочный этап проводится на основе личного конкурса по решению задач.

Задания отборочного этапа размещенных по электронной почте МАН «Искатель» - man.tum@mail.ru. Участники отборочного этапа представляют решения задач.

2.3. Для участия в отборочном этапе необходимо подать заявку по форме в МАН «Искатель» (приложение к Положению). Решения заданий направляются в оргкомитет Турнира до 24 часов 30 ноября текущего года. Информация о получении работ размещается на электронной почтеman.tum@mail.ru . Результаты отборочного этапа публикуются на электронной почте  man.tum@mail.ru не позднее  10 декабря текущего календарного года.                                                                                                                    

                                                                                                                                            3.Требования к оформлению работы.

3.1. В листы решений условия заданий переписывать не надо. Указать только номер задачи.

3.2 Рукописные части работы (при их наличии), в том числе чертежи и рисунки выполнять разборчиво ручкой синим или черным цветом.

3.3. В электронном виде отправить решения заданий можно одним из следующих способов:

- В формате MicrosoftWord или PDF. Решения отправляются на E-mail: man.tuf@mail.ru

- В графических форматах GIF или JPEG. Для этого следует отсканировать решение, сохранить его в одном из указанных форматов и отправить на E-mail: man.tuf@mail.ru.  При этом каждая страница должна быть в виде отдельного файла с учетом общих требований к оформлению работы. Все файлы работы упаковываются в архив программой WinZip или WinRar и отправляются единым файлом.

 

4. Заключительный (очный) этап.

4.1. Заключительный (очный) этап проводится в Симферополе во второй половине декабря текущего календарного года.

4.2. По итогам отборочного этапа из победителей и призеров формируются команды для участия в заключительном этапе. Если не удается создать команду  из победителей и призеров одного учебного заведения, возможно формирование сборной команды.

4.3. Команда Турнира состоит из пяти учащихся. Персональный состав команд не изменяется в течение всего турнира. Команда возглавляется капитаном, являющимся официальным представителем команды во время турнира.

4.4. Команду сопровождают один или два руководителя. Руководители не являются членами команды.

4.5. Команды участвуют в научных дискуссиях - физических боях (физбоях):

            а) все команды участвуют в  отборочных физбоях;

б) в финальных физбоях участвуют три команды, показавшие лучшие результаты в отборочных состязаниях.

4.6. Команда, показавшая лучшие результаты в течение всех боев, включая финальный бой, получает право участия во Всероссийском Турнире Юных Физиков.

4.7. Правила физического боя.

Председатель жюри формирует группы жюри, работающие на каждом физбое. В каждой группе назначается ведущий, в обязанности которого входит контроль за соблюдением регламента и дисциплины в аудитории.

В каждом физбое участвуют три команды, определяемые жеребьевкой на открытии турнира. Перед началом каждого физбоя проводится представление жюри, команд и жеребьевка, определяющая порядок выступления команд в первом действии. Физбой проводится в три действия. В первом действии команда выступает в одном из качеств—докладчика (Д), оппонента (О)  или рецензента (Р). В следующих действиях физбоя команды меняются ролями циклической перестановкой, при этом докладчик становится рецензентом, оппонент - докладчиком, а рецензент - оппонентом.

В течение физбоя члены команды общаются только друг с другом.

4.8. Регламент проведения физического боя:

Оппонент вызывает докладчика на задачу

1 мин

Докладчик принимает или отклоняет вызов

1 мин

Повторные вызовы (при необходимости)

1 мин

Подготовка к докладу

5 мин

Доклад (для демонстрации эксперимента дается дополнительное время)

не более  12 мин

Вопросы оппонента  к докладчику и ответы докладчика

2 мин

Подготовка к оппонированию

3 мин

Оппонирование (оппонент вправе использовать время предыдущих трех пунктов по своему усмотрению, но не превышать 10 мин)

5 мин

Полемика докладчик - оппонент

5 мин

Вопросы рецензента к докладчику и оппоненту и их ответы

2 мин

Подготовка к рецензированию

2 мин

Рецензирование (рецензент вправе использовать время предыдущих трех пунктов по своему усмотрению, но не превышать 7 мин)

3 мин

Уточняющие вопросы жюри

до 5 мин

Выставление оценок

2 мин

В финале процедура вызова исключается.

Выступление команд в действии.

Докладчик излагает суть решения задачи, акцентируя внимание на основные физические идеи и выводы. При этом используется заранее заготовленный иллюстративный  материал и демонстрации. Оргкомитет представляет компьютер и видеопроектор для проведения презентации.

Оппонент высказывает критические замечания по докладу и задает докладчику вопросы, выявляющие неточности и ошибки в понимании проблемы и ее решении. Оппонент анализирует достоинства и недостатки как решения, так и выступления докладчика. Выступление оппонента не должно сводиться к изложению собственного решения задачи, хотя он может опираться на собственные результаты.

Рецензент дает оценку выступлений докладчика и оппонента.

Во время действия каждую команду представляет только один участник, фамилия которого заносится в протокол. Остальные члены команды могут быть техническими помощниками, а также могут задавать вопросы и давать краткие дополнения с места по разрешению ведущего.

 

5. Правила вызова на доклад и отказа от доклада задачи в физбоях.

5.1. Отборочные физбои.

Оппонент вызывает докладчика на любую задачу, кроме той, которая была:

а) доложена на этом физбое;

б) доложена докладчиком ранее;

в) оппонирована оппонентом ранее;

г) доложена оппонентом ранее.

При  невозможности такого вызова, последовательно исключаются запреты г) и в).

В течение всех отборочных физбоев докладчик может навсегда отказаться от  трех задач без штрафных санкций. Каждый последующий отказ уменьшает коэффициент докладчика на  0,2. Все задачи, отклоненные докладчиком, вносятся в «лист отказов» этой команды. Повторный отказ от задачи не влечет за собой дополнительных штрафных санкций. Пониженный коэффициент действует в течение этого и всех последующих отборочных физбоев.

Каждый участник команды не может выступать в качестве докладчика, оппонента и рецензента более трех раз в течение всех отборочных боев, а также выступать более двух раз в любом качестве - докладчика, оппонента, рецензента - в течение одного физбоя.

            5.2. Финальный физбой.

Финалисты выбирают на доклад любую задачу и  объявляют о своем выборе не позднее, чем через час после объявления результатов отборочных боев и ставят в известность жюри о своем выборе. При совпадении выбора задач разными командами, предпочтение отдается команде, имеющей более высокий результат. Порядок выступления в финальном физбое определяется жеребьевкой.

                                    6. Работа жюри.

6.1. Состав жюри определяется решением организационного комитета. В его состав входят преподаватели школ, лицеев, гимназий, сотрудники и члены Республиканского внешкольного учебного заведения  «Малая академия наук учащейся молодежи Республики Крым «Искатель», преподаватели ВУЗов, аспиранты.

6.2. По результатам каждого действия члены жюри выставляют командам оценки по десятибалльной системе.

6.3. Для уменьшения веса экстремальных оценок при подсчете средней оценки выступавшего в каждом действии, вместо высшей и низшей оценок берется их среднеарифметическое значение. Оно суммируется с остальными оценками и, полученная сумма, делится на (n - 1), где n - число членов жюри.

 Полученное среднее значение умножается на следующий коэффициент:

3 (или менее при наличии более, чем трех отказов) - для докладчика;

2 - для оппонента;

1 - для рецензента.

6.4.Результат команды в физбое определяется суммой, рассчитанных таким образом, баллов и округляется до десятых долей.

 

7. Победители и призеры Турнира.

7.1. По решению Жюри Турнира определяются победители в личном и командном зачете. Победители и призеры Турнира награждаются  дипломами Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и подарками. 

7.2. Личный зачет.

Докладчикам и оппонентам, получившим за выступления в действии среднюю оценку Р более 6.0 баллов, начисляются личные баллы, определяемые как (Р – 6.0 )х k, где k- коэффициент, равный 3 – для докладчика 2 – для оппонента. Победители и призеры Турнира в личном зачете определяются по общей сумме личных баллов, полученных в результате их выступлений в отборочных физбоях.

Победителями Турнира в личном зачете считаются не более 10%  участников заключительного этапа. Общее количество победителей и призеров не должно превышать 35% от общего числа участников заключительного этапа Турнира.

7.3. Командный зачет.

Команда, занявшая первое место по результатам финального физбоя награждается дипломом первой степени. Команды занявшие второе и третье места, награждаются дипломами второй степени. Дипломами третьей степени награждаются не более трех лучших команд, не попавших в финал.

 

                                                                                                          Приложение к Регламенту                                                                                         

 

ЗАЯВКА

на участие в Крымском республиканском турнире юных физиков

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ (полное название выдвигающей организации, адрес, в т.ч. и электронный)

 

Выдвигает участника (ов):

 

ФИО

год рождения

школа

класс

телефон учащегося

Название исследовательской работы (проекта) перечень представленных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимость технических средств

_________________________________________________________                                      

 

 

Руководитель проекта (работы) _____________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________             (ФИО, место работы, должность, контактный телефон)

 

 

 

Дата __________________г.                                   Подпись руководителя ______________

 

Приложение 2

утверждено  приказом Министерства образования, науки и молодежи

Республики Крым                            

от 13.10.2014 г. № 201

 

 

СОСТАВ

Организационного комитета по проведению

Крымского республиканского  Турнира юных физиков

 

Буякевич

Владимир  Адамович

- заместитель министра Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым,  председатель оргкомитета;

 

Бойко

Валентина Константиновна

- начальник управления дошкольного и внешкольного образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым,  заместитель председателя;

 

Мельниченко

Оксана Игоревна

- главный специалист отдела внешкольной работы, организации оздоровления отдыха детей управления дошкольного и внешкольного образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, секретарь;

Члены оргкомитета

 

 

Чукриева

Ольга Петровна

 

- методист по физике Крымского республиканского института последипломного педагогического образования;

 

Члек 

Виктория Владимировна

- директор Республиканского внешкольного учебного заведения «Малая академия наук учащейся молодежи Республики Крым «Искатель»;

 

Лебедкина

Елена

Михайловна

- заведующая физико-математического отдела Республиканского внешкольного учебного заведения «Малая академия наук учащейся молодежи Республики Крым «Искатель»;

 

Онищенко

Михаил Владимирович

- методистРеспубликанского внешкольного учебного заведения «Малая академия наук учащейся молодежи Республики Крым «Искатель»;

 

Берзинь

Светлана Дайновна

- методист Симферопольского городского методического центра.

 

 

 

 

Приложение 3

утверждено  приказом Министерства образования, науки и молодежи

Республики Крым                           

от 13.10.2014 г. № 201

 

 

Задачи заочного тура

 

На заочный тур предлагаются задачи № 3,6,9,11,16. Каждому участнику необходимо решить предложенные задачи и только ОДНУ задачу представить на заочном этапе Турнира.

 

  1. Упаковка.

Доля пространства, занятого частицами сыпучего материала, зависит от формы частиц. Насыпьте в коробку несферических частиц — таких как рисовые зёрна, спички или драже M&M’s. Как зависят от существенных параметров такие характеристики, как координационное число, ориентационный порядок или объёмная доля случайной плотной упаковки?

 

  1. Струйка дыма.

Если накрыть прозрачным сосудом горящую свечу, её пламя погаснет, и можно увидеть непрерывный восходящий поток дыма. Исследуйте эту дымовую струйку на разных характерных масштабах.

 

  1. Искусственная мышца.

Закрепите полимерную рыболовную леску в патроне дрели и слегка натяните леску. Скрученная леска при дальнейшем скручивании образует вторичную спиральную структуру. Нагрейте леску, чтобы зафиксировать эту структуру. Когда вы нагреете леску вновь, спираль сократится. Исследуйте эту «искусственную мышцу».

 

  1. Мотор из мыльной плёнки.

Мыльную плёнку на плоской рамке поместите в электрическое поле, параллельное плоскости рамки, и пропустите через плёнку электрический ток. Можно видеть вращение элементов пленки. Исследуйте и объясните наблюдаемые эффекты.

 

  1. Два воздушных шарика.

Два воздушных шарика частично надуты воздухом и соединены трубкой с краном. В зависимости от начальных объёмов шариков воздух может течь по трубке в различных направлениях. Исследуйте и объясните этот результат.

 

  1. Планер Магнуса.

Чтобы изготовить планер, склейте донышками два лёгких стаканчика. Намотайте эластичную ленту вокруг средней части и возьмитесь за её свободный конец. Натяните ленту от себя, удерживая планер, а затем отпустите его. Исследуйте движение планера.

 

  1. Затенённый полюс.

Поместите неферромагнитный металлический диск над электромагнитом, подключенным к источнику переменного тока. Диск не будет вращаться. Однако, если в зазор между электромагнитом и диском частично вставить неферромагнитную металлическую пластинку, диск начнет вращаться. Исследуйте и объясните этот эксперимент.

 

  1. Сахар и соль.

Если осветить сбоку сосуд, в котором над слоем водного раствора соли находится слой раствора сахара, в проецируемой тени будут видны ясно различимые «пальцы». Исследуйте это явление и его зависимость от существенных параметров.

 

  1. Судно на воздушной подушке.

Постройте простую модель судна на воздушной подушке, используя компакт-диск и, прикреплённый к нему через трубку, надутый воздушный шарик. Выходящий из шарика воздух приподнимает это устройство, так что оно может двигаться над поверхностью с малым трением. Исследуйте, как существенные параметры влияют на время такого «взвешенного» состояния.

 

  1. Поющая травинка.

Можно создать звук, если дуть поперёк натянутого узкого листа травы, бумажной полоски, или похожего предмета. Исследуйте этот эффект.

 

  1. Кошачий ус.

Первый полупроводниковый диод, использовавшийся в детекторных приёмниках, состоял из тонкой проволоки, соприкасавшейся с кристаллом полупроводникового материала (например, сульфида свинца). Сделайте свой собственный диод в виде «кошачьего уса» и исследуйте его электрические свойства.

 

  1. Толстая линза.

Графин, заполненный водой, может работать как линза. Такой графин может стать пожароопасным, если его оставить на столе в солнечный день вблизи открытого окна. Можно ли поджечь бумагу, лежащую на столе, с помощью такой «линзы»?

 

  1. Магнитный маятник.

Изготовьте лёгкий маятник с небольшим магнитом на свободном конце и поместите электромагнит под маятником. Пропуская через электромагнит переменный ток, частота которого много больше частоты собственных колебаний маятника, можно получить незатухающие колебания маятника с различными амплитудами. Изучите и объясните это явление.

 

  1. Световая окружность.

При косом падении лазерного луча на проволоку, можно наблюдать световую окружность на перпендикулярном к проволоке экране. Объясните это явление и исследуйте, как оно зависит от существенных параметров.

 

  1. Движущаяся щётка.

Щётка, помещённая на вибрирующую горизонтальную поверхность, может начать двигаться. Исследуйте это движение.

 

  1. Мокрое и тёмное.

Ткань может казаться темнее или изменить свой цвет, если её намочить. Исследуйте это явление.

 

  1. Чашка кофе.

Физики любят пить кофе, однако ходить с полной чашкой кофе из лаборатории в лабораторию — дело проблематичное. Исследуйте, как форма чашки, скорость ходьбы и другие параметры влияют на возможность не разлить кофе при ходьбе.

Фотогалерея

foto
Участие в празднике "Мы русские - с нами Бог"
Все фото more

Опрос

Поздравляем!

foto
БЛАГОДАРИМ Терлекчи Сеитягияя, Воробей Анастасию, Володько Алису за участие в 30 Научно-исследовательской конференции "Юность.Наука.Культура" (г.Обнинск)! Поздравляем с победой (дипломы I степени)!
Адреси розташування веб-сайтів:

Волинське територіальне відділення МАН

Рівненське територіальне відділення МАН

Житомирське територіальне відділення МАН

Київське обласне територіальне відділення МАН

Київське територіальне відділення МАН

Чернігівське територіальне відділення МАН

Сумське територіальне відділення МАН

Львівське територіальне відділення МАН

Тернопільске територіальне відділення МАН

Хмельницьке територіальне відділення МАН

Вінницьке територіальне відділення МАН

Черкаське територіальне відділення МАН

Полтавське територіальне відділення МАН

Харківське територіальне відділення МАН

Луганське територіальне відділення МАН

Закарпатське територіальне відділення МАН

Івано-Франківське територіальне відділення МАН

Чернівецьке територіальне відділення МАН

Кіровоградське територіальне відділення МАН

Дніпропетровське територіальне відділення МАН

Миколаївське територіальне відділення МАН

Запорізьке територіальне відділення МАН

Севастопольське територіальне відділення МАН

Севастопольське територіальне відділення МАН Київське територіальне відділення МАН Івано-Франківське територіальне відділення МАН